Смогут ли банки по-прежнему «выбивать» долги по телефону?

11 июля 2017

Не секрет, что банки и МФО имеют законное право звонить должникам, а также пытаться добиться погашения долга другими законными методами: через e-mail рассылки, почту. В ряде случаев банковские и кредитные организации прибегают к запрещенным методам – к ночным звонкам и звонкам на рабочее место заемщика. Тем не менее, недавно Вологодским Арбитражем области было принято прецедентное решение – теперь для кредиторов открылась возможность звонить на рабочее место и убеждать должника вернуть средства, взятые в кредит. Интересно, что при этом сумма долга и его сроки не должны подлежать огласке для третьих лиц.

Ирина Тарасова обратилась в Роспотребнадзор с целью подать жалобу на своих кредиторов (кредитно-потребительский кооператив), которые начали активно названивать на ее рабочие телефоны. Кроме того, представители банка побеседовали с коллегой должницы, и уведомили ее о материальном положении И. Тарасовой. Роспотребнадзор передал жалобу регулятору, в Центральный банк, который признал такие действия неправомерными, и наложил штрафные санкции в размере 50 тысяч рублей.

Решение регулятора КПК не принял, категорически с ним не согласившись, и решил обратиться в судебную инстанцию, где оно было обжаловано. В деле не последнюю роль сыграла доказательная база, которой послужил записанный телефонный разговор. Из прослушанного на суде стало ясно, что представители банка не разглашали сумму долга, а всего лишь изъявили просьбу позвать должницу к телефону. Более того, из материалов дела стало ясно, что И. Тарасова указывала в договоре рабочий номер телефона в качестве контакта для связи.

В подобных процессах обычно в приоритете ставятся интересы должников, однако в данном случае решение было принято в пользу кредитора. Телефонная запись только подтвердила, что нормы законодательства нарушены не были, соответственно, штраф был наложен неправомерно.

Эксперты полагают, что такое решение можно смело считать прецедентным, и оно станет решающим фактором для многих банков – они теперь активно начнут названивать своим должникам не только на личные, но и на рабочие телефоны, что может повлечь за собой шквал исков. Кроме того, есть основания для прогноза увеличения тенденции к мошенничеству – не исключено, что теперь будет иметь дело монтаж телефонных разговоров. Однако не все так просто – на такие случаи имеется судебная экспертиза.

Специалисты настоятельно рекомендуют гражданам при заключении кредитных сделок с банками пользоваться возможностью отказаться от вербальных контактов. В процессе оформления кредита можно указать возможные варианты связи. И тут совершенно не обязательно указывать мобильные и рабочие телефоны, можно обойтись почтой.

Если же возникнут огромные долги, по которым не будет возможности рассчитаться, и при этом банки начнут активно названивать и требовать возвращения долга – всегда можно воспользоваться законной возможностью признания банкротства. Каждый имеет право на признание несостоятельности – легальную возможность избавиться от безнадежных кредитов, чтобы начать все заново.

Получите бесплатную юридическую консультацию

Наш юрист позвонит Вам через несколько минут и ответит на все интересующие вопросы

Даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии
с политикой конфиденциальности компании "Закон и право"

Мы гарантируем конфиденциальность разговора

Звонок

Письмо